воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Word Masterpiece

Вполне себе кричащий заголовок, не правда ли? =)

Общеизвестно, что большинству студентов в конце своего жизненного цикла надлежит сдать нечто называющееся "пояснительной запиской" к диплому, что по факту представляет собой набор макулатуры, успешно прошедшей естественный отбор в процессе отделывания от учебного заведения. Именно на этом этапе сейчас нахожусь я.


Признаюсь, в начале этого последнего семестра я себе строго пообещал что никакого ворда не проникнет в мою тёплую и уютненькую семёрку на хостовой машине. Нет, никогда. Диплом на Google Docs! Звучит гордо. У меня даже получилось сдать раздел по БЖД через них (к слову, это было весьма удобно: с комментариями и перепиской, спасибо преподавателю). Экономический раздел так же был оформлен в онлайне, но там я уже начал замечать вполне себе стрёмные ограничения:

  • нумерование страниц очень примитивно: только с начала и только подряд. Никакого титульника без номера страницы, никакого сдвига номеров или римского форматирования (Я, может быть, и не воспользовался, но возможность-то должна быть…).
  • Автоматическое оглавление - только ссылками, без номеров страниц. Но я это воспринимаю как отрицание бумажных носителей и поделом.
  • Повернуть одну страницу на бок не то чтобы сложно (как в ворде), а невозможно совсем.
  • Автоматическая нумерация заголовков? Формул? Таблиц? Картинок?

И это только то, с чем я столкнулся недавно, остальное уже позабылось, но, думаю, вы с легкостью сможете дополнить этот список. Экономический раздел я оформлял с этими недостатками, воркэраундил, выкручивался, плакал, но ел кактус: выставлял титульники в отдельные файлы, вставлял повёрнутый скриншот таблицы вместо её самой, нумеровал руками. Результатом мне послужил посредственный экспорт в pdf (и печать) с паршивыми формулами в картинках, на которых русские буквы отображаются как [?][?][?], нечитаемой таблицей и разъехавшейся вёрсткой. После неуспешной сдачи этого дела, я поставил Word 2013.


Само собой, я не претендую на мастерство владением ворда. Но ещё пару дней назад я был таким дном, что сегодняшнее моё знание вполне себе можно назвать мастер писом =)

Итак, в бой...

You're doing it wrong


Мы неправильно пользуемся вордом. Это то что я подумал в первые несколько часов после того как решил мигрировать на него.

Как обычно это происходит? Открыл! Нахерачил! ctrl+b ctrl+i! ctrl+c, ctrl+v, навставлял из гугла! Пыщь! Таблица! Пыщь-пыщь —марджины    ! Поля раздвинул, табами приправил, текст направо, код курьером. Мышу подёргал, шрифты подровнял --- готово!

Потом куришь своё творчество: "Что-то у меня фон в этом абзаце цвета как будто кот на ковёр нассал... А, этож из википедии! А вот тут что-то всё разъехалось, шрифты разные. Блин, вчера же правил только, нормально было! Тупой ворд!"

А ты ман читал?

2012


Это в мелкософте ещё постарались хорошо, тебе хоть ясно куда жать. Вон, вим открываешь, дёргаешься туда-сюда, ни текст набрать, ни выйти не можешь. Оу, всё, за батарею. Вим, он, сука, сложный. А современная система с 30ти летней историей — нет? Я вон даже слышал, что в ворде самолёты проектировать можно... Но лучше не нужно =)

Так и как же им всё-таки пользоваться то? Человеку, который собирается оформлять диплом? Да и не абы как, по ГОСТу то всё ж!

Для начала я решил прочитать, что, собственно, требуется. Для этого у нас есть специальная методичка, в которой достаточно чётко написано:

  • марджины (отступы): 3 см слева, 1.5 справа, по 2 см сверху и снизу;
  • страницы нумеруются сверху, без титульника;
  • текст: Times New Roman, 14 кегля, полуторный интервал, отступ на первой строке 1.25 см, обязательные переносы;
  • заголовок раздела: Times New Roman, 18 кегля, по середине, полужирный, всё прописными, нумерованный;
  • и так далее.

И знаете что? Вы просто берёте, открываете ворд и делаете так как написано (ворд у меня английский, поэтому и скриншоты будут английские, вы уж извините):

Марджины



Не так сложно, не правда ли?

Страницы

С ними, надеюсь, больших проблем не возникает ни у кого. Но всё же.



Текст

Обновляем стиль Normal (Обычный текст):

Выставляем простые опции форматирования: шрифт, кегль, цвет, растягивание по странице, полуторный интервал:



Можно проверить всё в расширенных настройках. Кроме того, там настраивается особая первая линия:


Нумерованные заголовки

Опции "Все прописные" есть на вкладке со шрифтом, поэтому про шрифт не будем. С нумерацией всё веселее.

Сначала нужно выбрать мультиуровневый список. Выбираем тот который нравится (где много единиц):

Затем открываем то же окошко, но теперь нажимаем "Define New Multilevel List... (Определить новый мультиуровневый список)".

Видим большое окошко. Если у вас не так много опций, то жмём на кнопочку снизу-слева "More >>". Тут нужно последовательно прокликать и прилинковать каждый уровень списка к заголовкам. Можно линковать сколько душе угодно, но это вполне себе муторная операция и дальше 4го вас вряд ли хватит, да и не нужно. Так же не забудьте скинуть индентацию (отступ слева). Учтите что основной формат заголовков определяется в стилях. Всё остальное можно наколдовать по желанию:



Ну и как? Нормально же всё получается, да?


Неудобно, да... но можно =) И не обязательно быть Чак Норрисом, чтобы это сделать. Попробуйте сами!

Я очень надеюсь, что ничего сверхъестественного сегодня не сообщил =) В следующих сериях: поворот страниц; нумерованные формулы, таблицы, рисунки и перекрёстные ссылки; цитаты и список литературы; содержание; вычисления.

Оставайтесь на связи.

Хорошего дня!